Начала читать его книги о Русских Сезонах и Дягилеве, и понемногу увлеклась им самим. Особенно забавно и интересно читать о его юношеских мыслях и порывах, зная, чего он достиг и кем стал в итоге (художественным руководителем и главным балетмейстером Парижской Гранд-Опера). Сначала немного предыстории: в труппу Дягилева он попал по рекомендации Брониславы Нижинской в 17 лет. Сергей Павлович на него с первой встречи произвел ошеломляющее впечатление: Лифарь его боготворил и одновременно в силу своей робости боялся как огня. Отношение к танцовщикам кордебалета было... ну, прямо скажем, как к быдлу, если ни не имели выраженного потенциала. Поэтому внимание администрации или первых танцовщиков им перепадало редко и в целом было случаем из ряда вон выходящим. Сергея же очень скоро заметили: Дягилев начал проявлять к нему интерес, а Лифарь от него бегал. Серьезно - прятался . Сергей Павлович ужасно оскорбился и на некоторое время на него плюнул. Однако, талант не зароешь и с глаз не спрячешь, Лифарю начинают давать небольшие роли, и кроме того, Сереже "не везет", в свободное время он повсюду - в театрах, музеях, на концертах - сталкивается с Дягилевым.
И вот тут как раз происходит случай, который меня умилил безмерно.
После какого-то концерта (Стравинского, кажется) Дягилев с ним разговаривает особенно ласково и внимательно, Лифарь счастлив от этой "первой ласки" своего божества. Но подостыв задумывается, вспоминает, что о Сергее Павловиче говорят... и пугается еще больше, чем прежде . Дальше следуют терзания (особенно смешно то, что он все себе представил в красках, и понял, что не сможет сказать "нет". впрочем С.П. вообще мало кто это мог сказать), в результате которых Сергей решает оставить танец и - ни много ни мало - уйти в монастырь. Ему в ту пору было 19 лет, что тоже добавляет прелести. Конечно, уйти ему никуда не дали - вместо этого он поехал в Италию учиться у Чекетти. Страх перед Дягилевым прошел довольно быстро, но ответственности первого танцора Сергей боялся еще долго: был по крайней мере еще один эпизод, когда он думал о побеге (просто сойти с поезда и рвануть в неизвестном направлении). Такой вот Лифарь был в юности. Однако же меньше чем через 10 лет он имел смелость об этом открыто рассказать. Не говоря уже о том, как он поднимал весь французский балет.
Неоднозначный персонаж. Очень он мне этим нравится.